2017 год: взгляд на состояние и перспективы рынка стеклотары
Материалы о рынке стеклотары появляются в общедоступных источниках не так часто. Ситуация осложняется ещё и тем, что зачастую они со-держат те или иные неточности, искажения и ошибки – во многих случаях из-за того, что информация в этих публикациях подготовлена неспециалистами стекольного рынка.
Примеры этого повторяются многократно – будь то широко разошедшаяся информация о якобы недос-таточности производственных мощностей стеклотарной отрасли во время обсуждения возможного запрета использования пластиковой упаковки для пива; некорректные утверждения о роли внешней торговли на рынке в дискуссиях об импортозамещении; неправильная трактовка данных официальной статистики в обзорах развития тарного рынка или что-то другое. К этому приводит отсутствие у авторов полноценной информации о разных сторонах ситуации на рынке, недостаточная глубина анализа данных, пробелы в понимании специфики стеклотарной отрасли и иные подобные ошибки. Это даёт потенциальной аудитории подобных публикаций неверные представления о складывающейся ситуации на рынке стеклотары, что может иметь негативные последствия для отрасли. Мы, как специализированная отраслевая компания, занимаемся исследо-ваниями стекольных рынков уже более 10 лет и располагаем экспертными знаниями о рынке стеклотары. Одна из наших миссий – это распространение корректной информации об отрасли для широкой аудитории, что мы неоднократно делали в наших предыдущих материалах. На сей раз, мы остановимся на картине рынка тарного стекла на 2017 год.
Для понимания текущей ситуации необходимо взглянуть на неё в контексте исторического развития тарного рынка. В результате бурного роста производственных мощностей заводов и потребности в стеклянной упаковке в 2000-х годах к 2011-2012 гг. объёмы выпуска достигают ре-кордных значений. Но в то же время после финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. и ужесточения политики государственного регулиро-вания алкогольных рынков – основных потребителей стеклотары в стране – общие объёмы потребности в ней стали сокращаться. Это было рубежом – производство и потребление стали двигаться в разных направлениях как расходящиеся ножницы. Результатом стало то, что рынок сначала прошёл порог насыщения, а потом и перенасыщения. Сформировался кризис перепроизводства – начались остановки игроков рынка, в том числе довольно крупных, остававшиеся на рынке игроки были вынуждены выводить часть производственных мощностей в резерв, объём действующих мощностей стал падать. Закономерным итогом стало резкое падение выпуска стеклотары в 2013 году, которое затем про-должилось и в 2014 году.
С 2015 года начались постепенная стабилизация рынка и медленный процесс восстановления. Эта тенденция продолжилась и в 2016 году, и в первой половине 2017 года.
Производственные показатели рынка пищевой стеклотары в 2011-2017 гг.
Уход с рынка части производственных мощностей, с одной стороны, и поэтапная стабилизация ситуации на алкогольных рынках в условиях новых реалий государственного регулирования стали постепенно уменьшать масштабы перепроизводства на стеклотарном рынке. В результате динамика производственных мощностей отрасли стала улучшаться – и к 2017 году избыточность имеющегося уровня мощностей для текущего уровня потребности приближается к преодолению.
В 2016 году после многолетнего спада впервые был зафиксирован рост потребности в пищевой стеклотаре, а в 1-ой половине 2017 года был сделан второй шаг в этом направлении. Этому отчасти способствовала постепенная стабилизация макроэкономической ситуации с 2016 года после кризиса 2014-2015 гг., который затормозил начало восстановительных процессов на стеклотарном рынке. За счёт воздействия целого комплекса факторов, к концу 2016 года выросли объёмы востребованности тарного стекла как у алкогольной, так и у неалкогольной групп рын-ков-потребителей.
В результате с 2015 года объёмы выпуска пищевой стеклотары перешли к восстановлению. Но темпы роста невысоки: в 2015 году они были немногим выше 1%, в 2016 году – менее 1%. Глубина кризиса перепроизводства к концу 2012 года была достаточно велика, и исправление этого положения требует времени – выход даже на показатели 2013 года (не говоря уже о пиковом уровне 2014 года) требовал нескольких лет. Результаты 1-ого полугодия 2017 года указывали на возможность выхода по итогам всего года на несколько более высокие темпы вос-становления на уровне 4-5%, но здесь на сцену вышел другой фактор сложившейся на стеклотарном рынке ситуации.
Потребность в новой стеклотаре рынка пищевой стеклотары в 2011-2017 гг.
Наметившийся с 2015 года процесс восстановления объёмов рынка пока остаётся неустойчивым – динамики потребности последних лет не-достаточно для стимулирования стабильного роста производства. В таких условиях динамика улучшения ситуации в стеклотарной отрасли остаётся уязвимой к внешним воздействиям – это могут быть и изменения в законодательной базе, и глобальное ухудшение макроэкономической конъюнктуры, и неблагоприятные воздействия на спрос на рынках-потребителях, и ряд других вариантов. И в 2017 году такой неблагоприятный фактор сыграл свою роль – и им стала погода. Температуры ниже климатической нормы в мае-первой половине июля 2017 года, а также довольно прохладная осень привели к снижению покупательского спроса на ряде ключевых рынков-потребителей и ухудшению их показателей выпуска продукции, а, значит, и востребованности тарного стекла.
В результате – вместо роста объёма выпуска стеклотары 1-ой половины 2017 года – по итогам 9 месяцев на рынке уже наблюдалась стагнация показателей. Оснований ожидать улучшения ситуации к концу года нет.
Внешнеторговый рынок стеклотары предоставляет к настоящему времени ограниченные возможности для дальнейшего развития. Долгое время объёмы российского экспорта стеклотары росли достаточно значительными темпами – к 2014 году они превысили 11% от внутреннего производства. Последние несколько лет здесь наблюдается коррекция после многолетнего роста – она вызвана снижением спроса на ключевом внешнеторговом рынке для отечественных производителей – рынке Казахстана. В 2017 году этот тренд на снижение объёмов экспорта сохранился. Что касается импорта пищевой стеклотары, то он падает уже много лет. Единственным исключением в последние годы стал 2015, когда его объёмы временно выросли из-за поставок в Крым. Однако в 2016-2017 гг. ввоз пищевого тарного стекла в страну продолжил сокра-щаться. К настоящему моменту его объёмы столь незначительны, что можно утверждать, что российская стеклотарная отрасль фактически решила задачу импортозамещения на рынках напитков и пищевых продуктов.
Внешняя торговля на рынке пищевой стеклотары в 2011-2017 гг.
Таким образом, к концу 2017 года российская стеклотарная отрасль продолжает медленное восстановление после спада на фоне кризиса пе-репроизводства. На рынке отсутствуют предпосылки для значительного активного роста объёмов. Свежая законодательная инициатива о вве-дении государственного регулирования оборота стеклянной тары для крепкого алкоголя – законопроект №336427-7 от 08.12.17 – в случае сво-его принятия может затормозить восстановительные процессы на рынке. В этих условиях для приближения к своим прежним показателям от-расли потребуется ещё как минимум нескольких лет.
Специализированной Отраслевой Компании «СтеклоКонсалтинг»
+7 (915) 77-272-77
[email protected]