Обзор российского рынка соков «Russian food market». № 3 2020
Промышленное производство соков в России имеет вековую историю, и уже 80 лет назад появился первый официальный документ, в котором были прописаны основные требования к выпуску соковой продукции.
В результате длительного совершенствования технологий сегодня при производстве соков в них удается максимально сохранить полезные вещества и витамины исходного сырья. Так, в стакане яблочного сока содержатся калий, медь, хром, а также более 100% суточной потребности в хлорогеновых кислотах — антиоксидантах, защищающих человеческий организм от не-благоприятного воздействия окружающей среды.
Неоспоримая польза соков и их приятный вкус способствуют росту их популярности. Следует отметить, что на рынке с каждым годом увеличивается представленный ассортимент — появляются соки не только из фруктов и овощей, но и из листьев или корней растений (например, сок из имбиря, из сельдерея). По данным мониторингов, на российском рынке соков представлены более 2300 различных наименований соковой продукции.
Рассмотрим более подробно ситуацию на российском рынке соков. Сегодня на нем представлен широкий ассортимент продукции с различны-ми вкусами.
По данным Росстата, основные объемы производимых в России соков приходятся на яблочный сок и смеси фруктовых соков — по 29,4% на каждую категорию (рис. 1). Третье по популярности место занимает томатный с объемом 15,5%, на соки из фруктов и овощей приходится 13,8%. Во многом такие вкусовые предпочтения россиян обусловлены произрастанием соответствующих плодов на территории России.
Желая привлечь покупателя, производители экспериментируют со вкусами, предлагая на рынок новинки; все чаще на полках магазинов по-являются соки прямого отжима, имеющие репутацию наиболее натуральных и наиболее экологичных.
В 2019 году было произведено 1 107 573 тысячи условных банок сока, в 2020 году с января по март было произведено 220 747 тысяч условных банок сока (рис. 2). Но любой прогноз с помощью математической статистики сегодня будет недостоверным, так как из-за пандемии процессы было нарушены, и предугадать, насколько производство просело, не предоставляется возможным.
Почти половина — 44,3% — всего сока производится в Приволжском федеральном округе, на втором месте находится Южный федеральный округ — 30,8% (рис. 3).
Производство в Северо-Западном, Уральском и Северо-Кавказском федеральных округах составляет менее 1%.
Получает все большее распространение продукция private label: все больше магазинов представляют свои собственные марки. Эта продукция, как правило, позиционируется в эконом-сегменте.
По данным Росстата, цена за литр сока за 2019 год выросла на 5,13 рубля (рис. 4). В январе 2020 года цена снизилась на 0,29 рубля. Эта сезонность прослеживается во всех видах продукции: цены перед Новым годом продолжают расти, а в январе следующего года происходит небольшой спад. За три месяца 2020 года рост составил 1,08 рубля.
Можно предположить, что то, что происходит в мире весной 2020 года, отразится на дальнейших ценах на продукцию. Каждый год мы наблюдаем рост цен, и соковая продукция не является исключением. Не секрет, что экономика страны уже не будет прежней — ведь многие люди не просто ушли в отпуска, но и потеряли работу. Не все компании выдержали карантин, и пандемия затронула не одну страну. С учетом того, что сок не является продуктом первой необходимости, можно лишь предположить, что цена на него будет расти, но как сильно или как резко — неизвестно.
Кроме того, на рынке не может не отразиться и падение рубля относительно других валют. Но цены растут не только на импортную продукцию. Так как ввозится не только непосредственно готовый сок, но и концентрат для его производства на территории России, будет расти и цена на отечественные марки.
В 2019 году объем импорта и экспорта в натуральном выражении составил 178 147 тонн, в стоимостном выражении — 279 606,7 тысячи долларов (табл. 1).
Общий объем импорта в 2019 году составил 164 798,94 тонны, а в стоимостном выражении 269 496,4 тысячи долларов.
Основными странами — импортерами сока в Россию являются Китай и Нидерланды, которые в 2019 году ввезли в страну, соответственно, 36 574,71 тонны и 32 348,18 тонны в натуральном выражении. В стоимостном выражении это составило соответственно 40 925,9 и 75 139,1 тысячи долларов. Стоит отметить, что доля Нидерландов в стоимостном выражении гораздо больше, так как продукция из этой страны стоит дороже (2,3 тысячи долларов за тонну против 1,1 тысячи долларов за тонну продукции из Китая).
Общий объем экспорта в 2019 году составил 13 348,42 тонны, что в стоимостном выражении равнялось 10 110,3 тысячи долларов.
Большая часть продукции экспортируется на Украину: 5241,5 тонны в натуральном выражении и 2658,8 тысячи долларов — в денежном. Наиболее дорогая продукция реализуется в Монголию и США (1,2 и 1,1 тысячи долларов за тонну соответственно).
Подводя итоги исследования, стоит еще раз отметить, что в нынешней ситуации давать прогнозы крайне сложно. Многие предприятия приостановили или сократили объемы производства: хотя сами производства не попали под карантин, стоит учитывать тот факт, что при отсутствии должного спроса продукция будет оставаться на складах, что приведет к снижению объема производства.
Анастасия Годовальникова, специалист по связям с общественностью Группы компаний Step by Step