Пищепром меняет стеклянную упаковку на полимеры

Объем использования полимерной тары в мире ежегодно растет, вытесняя такие традиционные в некоторых отраслях пищепрома упаковки, как бумага и стекло.

Так, например, в европейских странах 44 процента всех продуктовых новинок выпускается в пластиковой упаковке и только 9 процентов — в стеклянной таре. Полимерная упаковка занимает сегодня 53 процента всего рынка упаковки в мире. Такая тенденция не случайна: потребительские свойства полимерной упаковки по многим параметрам превосходят другие виды тары. Особенно это касается полиэтилентерефталата (ПЭТ).

ПЭТ-упаковка устойчива к воздействию агрессивной среды. Ей не страшны ни спирт, ни бензин, ни минеральные соли

По данным американской консалтинговой компании Stratistics MRC, начиная с 2000 года ежегодный прирост производства ПЭТ составляет 5 процентов. В 2015 году мировой рынок ПЭТ оценивался в 36 миллиардов долларов, а к 2022 году, по прогнозам, составит более 65 миллиардов долларов. Причина — высокое качество этой упаковки, позволяющее продлевать срок годности продуктов питания без использования консервантов. «В последние годы упаковочная индустрия переживает взрывной рост, — говорит директор Высшей школы государственного администрирования МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Российской экономической школы Валерий Макаров. — Каждый день разрабатываются и внедряются инновационные материалы, которые делают товары более доступными, удобными, безопасными, позволяют рационально использовать ресурсы и снизить негативные последствия для окружающей среды. Среди материалов, которые каждый год постоянно наращивают свое присутствие на рынке пищевой упаковки, выделяется полиэтилентерефталат (ПЭТ). Он прочно закрепился в ассортименте производителей продуктов питания и напитков на российском рынке».

Эта упаковка защищает от повреждений, потерь, загрязнений, исключая контакт продукта с внешней средой. Кроме того, такая тара долго сохраняет вкус и свежесть продуктов, устойчива к воздействию микроорганизмов, не в ступает в химическую реакцию с содержимым. Устойчива ПЭТ-упаковка и к воздействию агрессивной среды: ей не страшны спирт, бензин, минеральные соли и большинство органических соединений.

Довольно легко такую упаковку модернизировать. Например, для продуктов, которые требуют повышенных защитных свойств — скажем, для детского питания. Производители используют так называемую многослойную технологию, когда пленочных слоев несколько, от двух до пяти. Или же используют смесь полимеров, например, «барьерные» добавки или напыление «барьерных» слоев как снаружи, так и внутри, для того чтобы повысить защитные свойства упаковки. Пластик часто выбирают производители скоропортящихся продуктов питания, в том числе молока. По мнению производителей, эта упаковка позволяет сделать «живые» молочные продукты доступными для рядового потребителя.

Полимерная упаковка завоевывает и такие нетрадиционные для себя сегменты, как производство вина

К ПЭТ-упаковке стали приглядываться и производители оливкового масла, которые традиционно использовали в качестве тары стекло или алюминий. А подсолнечное масло сегодня практически на 100 процентов разливается в ПЭТ-тару. Полимерная упаковка завоевывает и такие нетрадиционные для себя сегменты, как производство вина. Например, итальянские, французские и чилийские производители все чаще используют пластик для некоторых сортов вин. А в США до 30 процентов крепких алкогольных напитков продается в ПЭТ-таре — это выгодно с точки зрения логистики и отсутствия потерь от боя тары. Эксперты прогнозируют рост спроса на упаковочный ПЭТ по всем основным потребительским сегментам.

ПЭТ-упаковка безопасна как для человека, так и для окружающей среды. ПЭТ-отходы относятся к 5-му классу (самые безопасные), и при их сжигании не выделяются канцерогены, поскольку в ПЭТ не содержится хлор. Ущерб для экологии от сжигания ПЭТ сопоставим с сжиганием дерева. «Согласно международной практике, при оценке экологичности того или иного типа тары прежде всего следует оценивать суммарную энергию, затрачиваемую на ее производство, транспортировку и утилизацию, — пояснил Валерий Макаров. -Для ПЭТ этот показатель существенно меньше, чем для альтернативных материалов. Например, бутылочная упаковка из ПЭТ, если рассматривать полный цикл ее производства и использования, более экологична и безопасна, чем стекло и алюминий. Ее производство менее энергоемко, дает меньшее количество отходов и существенно меньшее выделение парниковых газов». ПЭТ-тара способствует и сокращению твердых бытовых отходов: такая бутылка объемом 1,5 литра весит примерно 38 граммов, а три стеклянные бутылки по 0,5 литра — больше килограмма.

«По своим свойствам ПЭТ-упаковка превосходит существующие аналоги, — говорит председатель совета директоров Ассоциации производителей упаковочного и перерабатывающего оборудования «Пакмаш» Александр Пузиков. — Помимо того, что это один из экологичных материалов (полностью безопасен для человека, а период разложения занимает меньше времени, чем стекло), он еще и удобен с точки зрения потребителя. И это немаловажный момент, ведь все, что делает производитель, нацелено на удобство потребителя».

Евгения Мамонова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *




Читайте только самое интересное!