«Татспиртпром» закрыл бутылку. Продажи холдинга упали впервые с 2018 года
Закрытие кафе, баров и ресторанов из-за пандемии COVID-19 привело к сокращению отгрузок у крупных производителей водки. Наибольшее падение показал принадлежащий властям Татарстана «Татспиртпром», продажи портфеля которого впервые с 2018 года сократились на 17%, до 2 млн дал. «Незначительное» снижение отгрузок заметил и холдинг Roust Рустама Тарико. Проблемы «Татспиртпрома» эксперты также связывают с недавней сменой руководства в компании и новой политикой холдинга по оптимизации затрат.
По итогам января—мая российские производители водки сократили отгрузки на 9%, до 27,2 млн дал, год к году. Данные “Ъ” предоставил один из участников рынка. Наибольшее падение показал «Татспиртпром» (принадлежит правительству Татарстана; бренды «Русская валюта», «Ханская»), сократив отгрузки на 18%, до 2,7 млн дал, год к году. По данным источника “Ъ” в компании, продажи всего портфеля «Татспиртпрома» за первые пять месяцев упали впервые с 2018 года, сократившись год к году на 17%, до 2 млн дал.
В «Татспиртпроме» заявили “Ъ”, что падение связано с большим фокусом на пивной продукции завода холдинга «Белый Кремль». Кроме того, динамика объясняется удаленной работой в режиме самоизоляции.
В марте продажи пива и крепкого алкоголя «Татспиртпрома» выросли на 40% год к году, а уже в апреле спрос сократился, так как потребители сделали необходимые запасы, отмечают там. В компании также напоминают о закрытии заведений общепита, на долю которого приходилась «немалая» часть дистрибуции.
Но директор ЦИФРРА Вадим Дробиз связывает падение отгрузок у «Татспиртпрома» с внутренними реформами в компании. В январе ее новым гендиректором был назначен Руслан Максудов, ранее занимавший должность главы казанской ГК «Банковский долговой центр». С его приходом в «Татспиртпроме» поменялись топ-менеджеры, а также политика компании, рассказывает господин Дробиз. По его словам, два года назад производитель сумел выйти на федеральный уровень, на что были потрачены значительные средства, и возросла кредитная нагрузка. По данным «СПАРК-Интерфакс», на конец 2018 года долгосрочные обязательства «Татспиртпрома» превышали 5,8 млрд руб. Сейчас новое руководство занимается оптимизацией затрат, указывает господин Дробиз. Руслан Максудов отказался от комментариев. «Рисков, связанных со спадом объема продаж нашей продукции на локальных и федеральном рынках, мы не видим»,— заявил “Ъ” заместитель гендиректора «Татспиртпрома» по коммерческим вопросам Юрий Карякин.
«Татспиртпром» оказался не единственным крупным производителем водки, показавшим снижение отгрузок в январе—мае.
По имеющимся у “Ъ” данным, Roust (марки «Русский стандарт», «Зеленая марка» и пр.) Рустама Тарико за этот период сократил отгрузки на 15%, до 3,1 млн дал. В Roust это опровергают. Там заявили, что общие объемы продаж группы в России с начала 2020 года в целом аналогичны показателю 2019 года, «незначительное снижение» на 2,7% к прошлому году обусловлено пандемией COVID-19, из-за чего снизилось количество отгрузок в традиционную розницу и канал HoReCa. Кроме того, Roust снизил поставки продукции экономичного сегмента, сосредоточившись на продажах водки в более маржинальных сегментах, пояснили в компании.
Первое место по отгрузкам в январе—мае заняла Beluga Group (бренды Beluga, Veda, «Мягков», «Беленькая») Александра Мечетина, которая увеличила показатель на 8%, до 3,5 млн дал, год к году. В Beluga Group это объяснили развитием собственной специализированной розничной сети «ВинЛаб», а также расширением портфеля за счет новых напитков. Общий объем отгрузок всего портфеля компании вырос год к году на 11%, уточнили в Beluga Group.
Самую большую динамику показал четвертый производитель водки в РФ — Алкогольная сибирская группа (АСГ, бренды «Белая березка», «Хаски», «Пять озер» и пр.). За первые пять месяцев ее отгрузки увеличились на 14%, до 2,5 млн дал. В АСГ динамику также объясняют расширением линейки существующих марок, а также ростом продаж настоек на 20%.
Мария Котова
Источник