Unipack: Рынок стеклотары возвращает потерянные позиции
Два последние года, 2015 и 2016, на рынке стеклотары наблюдался рост. Но показателей 2011 и 2012 годов, когда объем рынка был максимальным за последние 7 лет, рынок пока не достиг. Статистика первого полугодия 2017 года показывает рост рынка стеклотары на 5,9%. Это дает возможность предположить, что если не в 2017, то в 2018 году объем рынка может превысить показатели 2011 года. Растущие потребности российского рынка в стеклотаре ведут к повышению загрузки производственных мощностей и сокращению объемов экспорта. Импорт в 2017 году показывает снижение на 6%, но это больше обусловлено эффектом высокой базы – в 2016 году объем импорта вырос сразу на 35%.
В 2017 году выпуск стеклотары может вернуться на уровень 2013 года
Если посмотреть на средний темп прироста производства стеклотары за период с 2010 по 2016 год, то он практически равен нулю. То есть ощутимого тренда на рынке стеклотары не видно, а значения 2010 и 2016 годов близки. Однако динамика внутри этих периодов показывает, что лучшими для российских производителей стеклянной тары были 2011 и 2012 годы. Выпуск банок и бутылок рос на 4,9% и 8,2% в 2011 и 2012 годах соответственно. Однако в 2013 году объем производства вернулся на привычный уровень – статистика показывает снижение выпуска на 11,6%. В 2014 и 2015 годах российское производство незначительно снижалось, а в 2016 году показало рост в 5,4%, что по итогам года вывело объем производства стеклянных банок и бутылок на уровень 2010 года. Статистика первого полугодия 2017 года показывает прирост производства стеклотары на 3,11%. Это позволяет предположить, что в 2017 году производство банок и бутылок может достичь показателей 2011 года.
Важно отметить, что в российской статистике с 2017 года введен новый классификатор продукции, ОКПД2. Изменения в учете коснулись и стеклотары. Если до 2016 года включительно учет цветных и бесцветных бутылок был раздельным, то с 2017 года в оперативных данных официальной статистики учет ведется по общей категории «бутылки стеклянные».
Основной объем, ¾ всей производимой стеклотары, выпускается в трех федеральных округах: ЦФО, ПФО, ЮФО. В этих регионах находятся наиболее крупные игроки рынка. Самый высокий выпуск, 43% российской стеклотары — в Центральном федеральном округе. На втором месте – Приволжский федеральный округ (18%), на третьем – Южный (14%).
Доля импорта на рынке стеклотары будет расти
Интересной особенностью рынка стеклотары является превышение экспорта над импортом. В 2016 году экспорт был в 1,17 раз выше импорта, а за первое полугодие 2017 разрыв между этими показателями даже несколько увеличился до 1,19 раз. Для российских производителей стеклотары экспорт играет не последнюю роль. Если в 2010 – 2012 гг., доля экспорта от производства колебалась в пределах 9-10%, то в последние четыре года за границу отправляется 13-16% произведенных в России банок и бутылок.
Больше половины, 64% экспорта, в 2016 году приходилось на три страны: Казахстан, Беларусь и Азербайджан. Такое положение относительно стабильно, в 2012 году суммарная доля этих стран в экспорте была лишь чуть ниже, 59%. Однако с 2012 года роль Казахстана в российском экспорте снизилась.
В импорте стеклотары в Россию восьмерка стран-лидеров выглядит следующим образом: Китай, Беларусь, Германия, Чехия, Индия, Украина, Франция, Австрия. Импорт практически полностью сконцентрирован на трех лидирующих странах – их доля составляет 78% и с 2012 года выросла на 16 процентных пунктов.
За первые 6 месяцев 2017 года объем импорта снизился на 6%, но аналитики «Экспресс-Обзор» не считают это сменой положительного тренда на отрицательный. В 2016 году объем импорта стеклотары вырос на рекордные 35%, что было сильно выше ожидаемых значений. Поэтому снижение импорта в 2017 года происходит вполне закономерно, и в 2018 году, скорее всего, положительный прирост импорта вернется.
Доля импорта на рынке стеклотары пока не велика. Однако если за период с 2012 года объем производства стеклотары сократился на 12%, то объем импорта, наоборот, увеличился, причем величина прироста весьма ощутима: 51%. Соответственно, доля импорта на рынке увеличивается. За период с 2012 по 2016 гг доля импорта стеклянных банок и бутылок выросла в 1,7 раз. Тенденция роста производства, отмеченная на рынке за последние 2 года, имеет шансы замедлить рост доли импорта, однако сама доля будет расти.
Статистические данные 2017 года, а также анализ динамика предыдущих лет говорят об оживлении на рынке стеклянной тары. В ближайшие годы аналитики «Экспресс-Обзор» ожидают роста рынка и достижения высоких показателей 2011-2012 годов, при этом вклад в увеличение рынка стеклотары сделают как импорт, так и российское производство.
Источник