Тенденции, которые проявились в экономике в последние недели

Очевидно, как и в других странах мира, наша экономика, бизнес столкнулись с серьёзным давлением. Эпидемия коронавируса уже повлияла и продолжает самым негативным образом влиять на деловую, предпринимательскую активность. На динамику рынка труда.

Нарушены многие кооперационные, торговые, хозяйственные связи. Наши ближайшие партнёры по ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество) высказывают обеспокоенность именно по этим, прежде всего, проблемным направлениям.

Нарушены многие кооперационные,  торговые, хозяйственные связи. Предприятия из-за необходимых ограничительных мер были вынуждены поменять привычный график работы. Особенно сложно ситуация складывается для малого и среднего бизнеса, для организаций сферы услуг.

Самая чувствительная проблема для компаний – и у нас, и в других странах – это сокращение спроса. Так, объём розничной торговли, розничных продаж в России в апреле снизился более чем на 35 процентов. Это говорит о том, насколько резко, практически одномоментно сжался рынок. И для многих предприятий это действительно сильное потрясение.

В потребительском исследовании Nielsen: К концу марта-началу апреля ажиотажный спрос в ритейле уже пошел на спад: запасы сделаны, а новые меры по борьбе с коронавирусом не ограничивают доступ покупателей к продовольственным магазинам с привычно широким ассортиментом продуктов. С большой долей вероятности можно утверждать, что после завершения пандемии потребители продолжат тщательно следить за здоровьем и гигиеной, отдавая предпочтение продуктам, обладающим дополнительными свойствами, например, антибактериальными. В данный момент здоровье — основная причина для беспокойства большинства потребителей в России. Уже 72% опрошенных в потребительском исследовании Nielsen поставили ее на первое место в конце марта, тогда как в середине месяца таких было 66%. Увеличение потребления цифрового контента — отличная возможность для коммуникации брендов с потребителями, но для игроков ритейла и FMCG важна еще одна цифра: 15% респондентов начали чаще совершать онлайн-покупки товаров повседневного спроса. И если для подготовки к периоду самоизоляции потребители активно закупались товарами длительного хранения, то в перспективе ближайших 2-3 недель многие планируют приобрести свежие товары.

Другой интегральный показатель состояния экономики – это потребление энергоресурсов. Здесь также динамика, к сожалению, отрицательная. За первые 12 дней апреля потребление электроэнергии снизилось у нас на 5 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. То есть предприятия стали меньше загружать свои мощности.

Кроме того, отмечается фактическая стагнация кредитования реального сектора экономики. А это значит, что многие инвестиционные планы компаний, программы развития и обновления предприятий поставлены на паузу.

Следует обратить внимание и на тот факт, что за первую неделю апреля во многих, в том числе системообразующих банках резко падает число новых ипотечных кредитов. Это не может не отразиться на строительной отрасли и на смежных секторах.

Большинство участников исследования Nielsen (89%) уверены, что после окончания пандемии российскую экономику ждёт кризис, с последствиями которого придётся разбираться в среднем полтора года. И для индустрии FMCG это может означать, что все это время потребители намерены жить в условиях ограничения потребления и экономии средств, что в свою очередь влияет и на процесс выбора товаров и совершения покупки. После краткосрочного периода закупок без существенной оглядки на цены они вновь начнут обращать особенное внимание на промоакции и ценники. К слову, уже сейчас 59% опрошенных озабочены уровнем цен на товары и услуги — это вторая по значимости причина беспокойства после здоровья.

ДИЛЕММА «ЦЕНА — КАЧЕСТВО», В КОТОРОЙ «ЦЕНА» ДОЛГОЕ ВРЕМЯ НАХОДИЛАСЬ НА ПЕРВОМ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕМ МЕСТЕ ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЯ, ИМЕЕТ ВСЕ ШАНСЫ ПРЕВРАТИТЬСЯ В «КАЧЕСТВО — ЦЕНА»

Целый ряд решений по поддержке экономики, бизнеса, малого и среднего предпринимательства уже объявлен и реализуется. Но ситуация такова, что необходимы новые, дополнительные шаги, адекватные уровню новых вызовов. Ресурсы, инструменты, резервы для активной антикризисной политики есть. Нужно использовать их максимально эффективно и с ощутимым результатом для экономики.

(Вне кавычек — из совещания у В.В. Путина по экономическим вопросам)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *




Читайте только самое интересное!